Кременчуг был одним из центров расселения древлеправославных христиан. Часть первая

Сегодня нашу рубрику «Неизвестный Кременчуг» пополнит статья о древлеправославных общинах в Кременчуге. Этот материал был подготовлен краеведами Борисом Бабилуа и Еленой Коваленко, которые исследовали большое количество архивных документов. Список использованной литературы – в конце статьи.

В XVII в. в Русской Церкви в результате так называемых "реформ" Патриарха Никона произошел раскол. В результате преследований противники "реформы" вынуждены были бежать, скрываться, переселяться в отдаленные районы Империи или за ее пределы, в том числе и в Малороссию-Украину. Сначала они селились в северо-восточном регионе, а в XVIII в. стали продвигаться на Правобережье и Юг [13].

Сегодня, к сожалению, мы не имеем комплексного, а тем более фундаментального исследования, посвященного древлеправославным христианам (более известным как "староверы" или "старообрядцы") на территории нашего края.

Правда, отдельные аспекты этой темы исследовались историками прошлого. До нас дошли две таких работы. Наиболее обстоятельной является работа известного полтавского краеведа конца XIX - нач. XX века И.Ф. Павловского [1]. Она состоит из трех разделов, в которых автор раскрывает причины и обстоятельства поселения древлеправославных христиан в Кременчуге, указывает их количество, рассказывает об устройстве храмов, часовен и молитвенных домов и т.п. В центре внимания автора - указ о "мерах государственной власти в период правления Николая I по обращению кременчугских древлеправославных христиан ("староверов") в единоверие". Главная ценность этого исследования в том, что источниками для его написания были теперь безвозвратно утерянные для нас архивные документы Полтавского губернского управления.

Вторая работа - «раскольнический патриарх в Полтаве» [11], написанная епископом господствующей синодальной Церкви Феодосием. Посвящена она жизни и деятельности одного из известных лидеров древлеправославия ("старообрядчества") Семена Ковылина, который последние годы своей жизни (1854-1859 гг.) был узником Полтавского Крестовоздвиженского монастыря и содержался там в затворе.

Отсутствие архивных документов, касающихся данной темы, значительно затрудняет исследование. Многие документы пропали в годы Второй мировой войны.

Появление древлеправославных христиан на Полтавщине в значительной степени связано с созданием в 1731-33 гг. так называемой «украинской линии», предназначенной для защиты южных границ Российской империи от турецко-татарской опасности. По свидетельству Е. Барсова, в архиве известного украинского историка М. Маркевича сохранилось "представление председателя правление гетманского правительства князя О.Шаховского", датированное 20 июня 1735 г. В нем царский чиновник сообщал об отводе земель под укрепления для расселения древлеправославных. Именно в то время, по свидетельству Л. Падалко, и возникли в Константиноградском уезде такие населенные пункты как Берестовенька, Залинейное, Песчанка, Русский Орчик и Староверовка. Значительную часть их обитателей составляли так называемые "раскольники-староверы" (как их невежественно именовали светские власти и представители господствующей синодальной Церкви) - древлеправославные христиане [14].

Вторым, значительно большим центром расселения древлеправославных христиан на территории губернии в последней четверти XVIII в. стал город Кременчуг. По утверждению И. Павловского, появление здесь староверов было тесно связано с русско-турецкой войной 1787-91 гг. Именно тогда, после взятия Очакова, в городе поселился мелкий торговец Бирюков, который открыл молитвенный дом. К нему присоединились и другие древлеправославные христиане, привлеченные царским правительством к строительству Херсонской крепости и Николаевской пристани [1]. В частности, в рапорте, присланном вышеуказанной канцелярией волостной конторе малороссийских "раскольнических" слобод в конце 1771 года, читаем: «В том же 1770 году февраля 4 и 14 августа присланными из той же канцелярии Новороссийской губернии указами велено бывших Добрянских (стародубских) жителей, которые зачислены к тамошнему кременчугского купечества - Степана Бондарева с братом его, младшим Акимом, Алексея Иванова - сына Романова с братьями его - родным Иваном и двоюродным Григорием Романовым, вышеназванной слободы Добрянки, из общества исключить» [5].

В то же время желание переселиться в Кременчуг выявили и другие обитатели стародубских слобод: Злынки - Кузьма Жуков и Юрий Федоров, Добрянки - Федот Бондарев, Даниил Воронцов и Тимофей Цаплин. В связи с этим можно утверждать, что переселение древлеправославных началось лет на 20 раньше названной Павловским даты. [13]

Это предположение подтвердил и О. Николайчик, который в своем труде «Город Кременчуг» указывал, что в 1773 году там проживало 364 человек купцов и ремесленников "старообрядцев" [15].

Можно обозначить несколько причин, побудивших древлеправославных христиан к заселению Кременчуга. Значительную роль в этом сыграли экономические интересы. По свидетельству И. Фундуклея, купцам-"старообрядцам" из стародубских и ветковских слобод в 60-х гг. XVIII в. принадлежала ведущая роль в торговле крымской солью.

Одним из главных перевалочных пунктов был тогда Кременчуг. Соль возили по Днепру челнами, половина из которых принадлежала древлеправославным купцам четырех Стародубских слобод. Именно они и осуществляли главную судоходную торговлю того времени. Среди этих купцов встречаем и жителя слободы Добрянка - Федота Бондарева. В 1765 году он получил разрешение на торговлю крымской солью и различными товарами за пределами польской границы. С продвижением границ Российской империи на юг заметно возросло и значение Кременчуга как торгового центра. Это стимулировало вполне естественное желание древлеправославных расширить свое дело и побудило их к переселению [13].

Другим, не менее важным обстоятельством, способствовавшим этому процессу, была политика Екатерины II. Императрица выявила довольно прагматичное отношение к "староверам" (как сама их называла), которых активно стали привлекать к колонизации Новороссии. Свидетельством тому являются письма князя Г. Потемкина и других царских чиновников к "старообрядцам" с предложением переселения на новоприсоединённые земли. Вполне возможно, что следствием таких призывов и стало переселение в Новороссию жителей Стародубских слобод, что наблюдается с 60-х гг. XVIII в. В частности, в 1767 году в Новороссийскую губернию из слободы Климовой было отпущено 25 человек, а из слободы Клинцов - 22. Часть этих переселенцев, очевидно, осела в Кременчуге. О. Николайчик по этому поводу писал: «Часто приписываются к городу «польские выходцы русского рода», преимущественно староверы, которые во времена Петра I эмигрировали в Польскую Украину и Белоруссию». Итак, основную массу древлеправославных христиан, которые переселялись в Кременчуг, составляли выходцы из Стародубья и Ветки [11].

За счет новых переселенцев количество последователей древлего благочестия в городе неуклонно росло. Данные, собранные полтавскими губернскими чиновниками в 1837 году, свидетельствуют, что в Кременчуге и расположенном рядом с ним Посаде Крюкове проживало 2 850 древлеправославных христиан [1].

Подавляющее большинство древлеправославных христиан Кременчугской округи принадлежало так называемому «часовенному» направлению, или "согласию", которое входило в беспоповское течение. Оно окончательно сформировалось в годы правления императора Николая I, когда в результате репрессий правительства начались так называемое «оскудение священства» и апостасия в единоверие. Значительная часть поповских общин оставалась без духовенства. В городе встречались также представители поморского согласия. Это направление сформировалось в XVII в. на севере России - в Поморье. Первую общину основал дьяк Даниил Викулин в 1695 году. На ранней стадии своего существования поморцы отрицали царскую власть, не признавали браки. Последователей поморского согласия в Кременчуге насчитывалось всего около 100 человек [1].

Сколь отвечала потребностям древлеправославных обеспеченность их общин культовыми сооружениями, сказать трудно. Первая же часовенка, открытая в Кременчуге Бирюковым, была, по свидетельству И. Павловского, уничтожена по приказу властей в 1787 году. Поводом для этого стало посещение города императрицей Екатериной II.

Но через некоторое время Бирюков на своей земле смог построить уже целый комплекс: новую часовню, впоследствии - колокольню, алтарь. Вокруг начали селиться христиане, возник скит. В начале XIX в. вся площадь, что отводилась Бирюковым под скит, была обнесена забором, а в 1802 году возведена еще одна древлеправославная часовня - в Крюкове. В 1817 г. в ней был построен алтарь, престол и жертвенник. В дальнейшем источники указывают на существование трех церквей: Покровской и Рождество-Богородицкой в Кременчуге и Крестовоздвиженской в Крюкове. Покровская церковь была построена в 1845 году. Церковь была деревянной, только в 1889 году к ней пристроили еще и теплый каменный, в честь Рождества Богородицы, храм. Деревянной была и другая церковь, построенная в 1794 году. Небольшой каменный храм, носивший имя Георгия Победоносца к ней пристроили в 1867 г. Крюковскую Крестовоздвиженскую церковь возвели в 1825 г. на средства местных купцов Кулешовых [7].

Древлеправославные христиане играли не последнюю роль в жизни города Кременчуга и Крюкова Посада. Их имена весьма часто встречаются среди благотворителей, жертвователей и благоукрасителей обителей и монастырей господствующей Церкви в Правобережье. В частности, кременчугский купец Ралов пожертвовал черкасскому женскому монастырю 5 000 руб. А купчиха Анастасия Володина была одной из основательниц этого монастыря. В 1808 году она приобрела у графа Гулака за 500 руб. землю, на которой устроила древлеправославный монастырь. Сама же Володина, в монашестве Анастасия, стала первой его игуменьей [10].

В социальном отношении древлеправославные христиане Полтавщины делились на купцов, мещан, государственных и помещичьих крестьян. В 1841 году наименьшую группу из них составляли помещичьи крестьяне - 37 человек. Большинство "старообрядцев" была приписана к мещанскому сословию [1].

Богаче, безусловно, были кременчугские купцы. С начала XIX в. они вели торговлю в Москве, Харькове, Сумах, Херсоне, Николаеве, Одессе, Таганроге и в Крыму. Ассортимент товаров был весьма обширен: шелковые и шерстяные ткани, бумажные изделия, сахар, кофе, бакалея, кожа, соль, рыба, деготь, лес, пенька, посуда, хлеб и т.д. Им же принадлежало большинство существовавших в городе Кременчуге заводов. Среди них: свечных - 2, кафельных - 3, мыльных - 1, канатных - 1, кирпичных - 4, пивоварен - 6 [13]. Часть производимой на этих предприятиях продукции продавалась в портовые города - Херсон, Таганрог, Николаев и Одессу, но подавляющее большинство распространялось в пределах губернии.

Продолжение здесь

ЛИТЕРАТУРА

1. Павловский И.Ф. К истории Полтавской епархии (История и бытовые очерки, заметки и переписка): Полтава: Т- во Печатного Дела (тип. быв. Дохмана), 1916. ? С. 1-34.

 2. Бодянский П. Памятная книжка Полтавской губернии за 1865 г. – Полтава: [ Б. и. ], 1865. – Отдел I. – С. 470.

 3. Иваненко Д. А. Адрес-календарь. Справочная книжка Полтавской губернии на 1900 год. – Полтава: [ Б. и.], 1900. – С.283.

 4. Юшко В.М. Хто такі старообрядці, як, коли і чому потрапили до Кременчука // Автограф. – 2003. – № 31. – С.34.

 5. Історія релігії в Україні: у 10 тт. – т. 3. – Православ’я в Україні / За ред. А.Колодного, В.Климова /. – К.: Український центр духовної культури, 1999. – С. 560.

 6. Щапов Я.Н., Васильева О.Ю., Зырянов П.Н. и др. Християнские вероисповедания и государственная власть в России в XVIII – первой половине ХХ в. // Отечественная история. – 1998. – № 3. – С.157.

 7. Полтавіка. Полтавська енциклопедія: у 12 томах. – Том 12: Релігія і церква (Гол. ред. О.А.Білоусько). – Полтава: Полтавський літератор, 2009. – С.320-322.

 8. Орлова Е. Хранители древних православных традиций // Кременчугская панорама. – № 46. – С.21.

 9. Волошин Ю.В. Древлєправославні християни в Україні // Людина і світ. – 2000. ? № 4. – С. 24-27.

 10. Волошин Ю.В. Громади старообрядців на Полтавщині у XIX ст. // Історична пам'ять. – 2000. – № 1. – С. 146-152.

 11. Волошин Ю.В. Діяльність релігійних громад на Полтавщині в XIX ст. // Рідний край. – 2000. – № 2 (3). – С.108-111.

 12. Волошин Ю.В. Урядова політика щодо російських старообрядців на Стародубщині в XVIII ст. // Український історичний журнал. – 2006. – № 1.

 13. Волошин Ю.В. Старообрядці Кременчука: соціально-економічне та політичне становище (друга половина XVIII – перша половина XIX ст.) // П’ята Полтавська наукова конференція з історичного краєзнавства. Матеріали доповідей і повідомлень (3-4 грудня 2003 року). – Полтава, 2003. – С.102-109.

 14. Волошин Ю.В. До питання про діяльність старообрядницьких громад на Київщині у першій половині XIX ст. // Історична пам'ять. – 1999. ? № 1-2.

 15. Николайчик Ф.Д. Город Кременчук. Исторический очерк. – СПб.: Типография М.Стасюлевича, 1891.

 16. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: Мысль, 1979.

Древлеправославная Церковь Святителя Христова Николы Чудотворца в Крюкове: