В начале XX века в Кременчуге существовало еврейское скаутское движение

Сегодняшняя статья рубрики "Неизвестный Кременчуг" продолжает повествование о кременчугской еврейской общине. В результате исследований, которые ведёт краевед Борис Бабилуа, стали известны новые интересные факты о кременчугских евреях.

Совершенно случайно и весьма неожиданно, в Санкт- Петербурге, в семье наших добрых знакомых, нами были обнаружены уникальные фотоснимки. На старых карточках – члены Кременчугской еврейской скаутской дружины «Руфь». Снимки сделаны в мастерской «Пальмира» известным кременчугским фотохудожником позапрошлого века Ольшанским. Когда были сделаны эти фото, что это за люди, кто на снимках? Что знаем мы о еврейском скаутском движении?

Когда мы привезли снимки в Кременчуг и показали некоторым пожилым евреям, одна, весьма преклонных лет женщина, сумела различить на фото Маню Смирнову – будущую супругу участника Гражданской войны, орденоносца, кавалериста, жителя нашего города – Михаила Александровича Смирнова.

Фотографии, найденные нами, история еврейского скаутского движения в нашем городе, подлежит детальному, основательному исследованию.

Истоки еврейского скаутского движения прослеживаются с конца XIX века, когда с распространением сионистской идеологии группы еврейской молодежи начали создавать клубы, видя в единении, в совместной деятельности, в труде, физическом оздоровлении еврейского народа необходимую предпосылку для реализации сионистского идеала. Первичной ячейкой являлись местные клубы, действовавшие независимо и на демократической основе; в каждой отдельной стране клубы были объединены в территориальные организации.

К 1916 г. в Петрограде, а в 1917 г. - в Одессе были открыты первые клубы, Одесса стала штаб-квартирой центрального комитета всероссийского союза еврейских спортивных клубов «Маккаби». К августу 1917 г. таких клубов насчитывалось 125, в основном в районе бывшей черты оседлости. Еврейская детско - юношеская организация скаутов «Цофит» была в своей деятельности тесно связана с «Маккаби» (скауты - от англ. scout - «разведчик» - члены внешкольной организации. Система т. н. скаутизма сложилась в начале XX века в Великобритании, распространилась во многих странах мира, объединяла молодежь от 7 до 21 года. По образцу скаутских отрядов, заимствуя у них военизацию, игру, атрибутику и т.д., создавались отряды юных пионеров, юных спартаковцев - детские группы при комсомольских организациях, напр.). Сильная организация существовала в Кременчуге. Работой руководил член окружного комитета, постоянно проживавший в Кременчуге. Число членов организации «Маккаби» доходило до 400 человек. Они всячески приспосабливались к условиям подпольной работы, разделили организацию на малочисленные группы (до 10 человек, которыми руководили старые сионисты). В дни иудейских праздников, еврейские скауты организовали демонстрации с национальным знаменем. Неоднократно они были окружены красноармейцами, известно, что было арестовано руководящее ядро - 72 человека; ГПУ выслало за пределы Украины группу, руководившую кременчугским отделением еврейской сионистской организации «Маккаби».

В нашем городе еврейский скаутский легион существовал с 1/ ІV/ 1918 г. Состоял из дружины шомеров [ивр. - „страж” – старшая скаутская группа после 15 лет ] (2 отряда), дружины скаутов (5 отрядов) и большого отряда т. н. «зээвоним» (ивр. «волчата» - младшая скаутская группа 8-11 лет] (5 малых). Всего легион насчитывал 850 человек. В дружине шомеров велась интенсивная работа. Первый отряд сдавал нормативы на третий класс, производилась работа по подготовке во второй класс. Второй отряд сдавал только на третий класс. Имелся драмкружок. Известно, что одна из дружин отмечала годовщину своего основания - 12 октября. При дружине скаутов был развернут еще один 6-й отряд из организованного в Крюкове отделения. Имелась школа отделенных, школа патрульных, в отрядах шла сдача на разряды по утвержденным тогда новым программам. Велась также культурная работа.

Когда начальник кременчугского легиона Гохман был арестован, сплоченность еврейских скаутов повысилась. Работа не прекращалась ни на один день. Несмотря на последовавшие за apeстом Гохмана аресты всех руководителей местного отдела «Маккаби», при легионе имелось информационное бюро, которому удалось наладить регулярную переписку с некоторыми отрядами. Полтавский отряд работал с 1919 г. Легион насчитывал тогда около 200 человек. Отряд распался на две части: отряд скаутов и большая стая « зээвоним» (волчат). Отряд скаутов состоял из трех отделений по четыре патруля в каждом (2 отделения т. н. «боев» (мальчиков), 2 «герлей» (девочек). При отряде был создан патруль, который, в свою очередь, дал отряду 9 хорошо подготовленных других патрулей. Была организована школа скаутмастеров, но в связи с болезнью начальника отряда, доктора А. Н. (к сожалению, имя остается неизвестным!), работа совершенно не производилась.

Некоторые патрули в отряде готовились к сдаче на первый разряд, а остальные — на вторую треть. Проводилась в отряде, также, культурная работа (изучение языка иврит, истории и т. д.). Издавался журнал, при отряде имелись две команды: гандбольная и футбольная. Отряд принимал активное участие в «Дне голодного ребенка» и «Дне белого цветка». Было выставлено 100 человек в вольных движениях. Большая стая «волчат» распалась на три малых стаи по 20 человек в каждой. Все «волчата» готовились к сдаче на вторую звездочку.

При большой стае была организована группа вожатых, которые готовились для 100 работников. При отряде имелось информбюро. Известно, что прибывшим тогда в город для инструктирования отряда начальником окружного штаба отряд был развернут в дружину 2- отрядного состава. Организован патруль «шомеров» ( охранников). В то же время умер от саркомы легких начальник дружины, член окружного штаба Арон Непомнящий. Смерть его вызвала большой подъем (так в тексте!) в дружине. На могиле Арона скауты и шомера поклялись продолжать начатое им дело. Организовали курсы еврейского языка имени Арона.

Дружина, согласно приказу руководящего органа, названа его именем. Прибывшим адъютантом дружина развернута уже в дивизион, организовывается отряд шомеров, в дружине скаутов была открыта школа патрульных. Со временем штаб-квартира скаутов переведена из Кременчуга в Харьков. Вот Обращение кременчугского окружного штаба Еврейского скаутского союза «Гашомер-га-Цаир» с протестом против массовых арестов сионистского молодежного актива:

Ко всем еврейским гражданам! Волна массовых арестов вновь пронеслась над организованной сионистской молодежью. Вновь наполнены тюрьмы и подвалы ГПУ борцами за сионизм, якобы позорящими своей работой «выразительницу интересов и чаяний еврейской массы» — Евсекцию. Наполненная злобным бешенством, продав себя за чечевичную похлебку ВКП, имея сотни преданных провокаторов и сексотов [секретный сотрудник – прим. авт.] она, точно гончая собака, рыщет по нашим стопам и надеется грубым насилием задушить сионистское движение. Предательством и ложью они (деятели Евсекции) [еврейские секции при губкомах коммунистической партии – прим. авт.] захватывают в свои паутины доверившихся им юношей и девушек, создавая из них «достойную красную жандармерию».

Ваши братья и сестры заполняют застенки и тюрьмы «свободной России». На вас лежит обязанность помочь нам и нашим томящимся друзьям в нашей работе, в нашей борьбе. Вся сионистская детвора и молодежь, на безумный удар Евсекции и ее достойного защитника ГПУ ответим мощным отпором, увеличением нашей активной работы и созданием новых кадров работников. Мы клеймим позором «героев кровавой Евсекции» и протестуем против бесконтрольных действий ГПУ. Долой Евсекцию, ложью и предательством позорящую имя еврейства.

Протестуйте против грубых насилий ГПУ. Горячий братский привет борцам за Сион, жертвам красной охраны, томящимся в тюрьмах и ссылках «социалистической» СССР. Да здравствует наша цитадель — Сионизм, из вековых камней сложена она, и единственный путь их (Евсекции) — сложить свои «буйные» головы на остриях штыков нашей активной работы.

Да здравствует еврейский союз цофим «Гашомер-Гацаир»! С приветом! Труда и Палестины!

Окружной штаб.

Еврейское скаутское движение, в дни Гражданской войны, заложило основы самообороны в городе. Добровольческий отряд не расформировали после окончания боев, так как банды, насчитывавшие более 5000 человек, продолжали свирепствовать. Командование отряда потребовало у местных советских властей оружия в достаточном количестве, чтобы противостоять погромам. Городской совет Кременчуга возглавлял тогда еврей по фамилии Богуславский, рабочий-печатник, большевик еще с царских времен. Члены кременчугского «Маккаби», настаивали, чтобы отряды самообороны продолжали называться еврейскими. Богуславский тогда вспыхнул и бросил фразу: «В конце концов, я согласен иметь дело с еврейской рабочей молодежью, а не с сионистами - легионерами».

Когда Деникин приблизился к Кременчугу, еврейские отряды самообороны были мобилизованы вторично.

Итак, с окончательным установлением советской власти к середине 1920-х гг. деятельность еврейского сионистского скаутского движения была полностью прекращена, а движение скаутов, после 1922 года превратилось в молодежное левосоциалистическое сионистское движение «Ха-шомер-ха-цаир» («Юный страж»), целью которого была подготовка еврейской молодежи к переселению в Эрец – Исраэль и к киббуцкой жизни. Так, в Полтаве в 1920-х гг. действовали группы «Хе-Халуц» (первопроходец, пионер), движение, основанное в 1905 г. в Одессе. Организационное и оформленое в Харькове, в январе 1918 г., как беспартийное сионистское движение для молодежи старше 18 лет, готовящейся к переселению в Палестину, движение должно было быть независимым от Сионистской организации и «Цеирей-Цион».

Большевистская власть поначалу относилась к «Гехолуцу» терпимо, поскольку его учебные центры привлекали деклассированных евреев к производительному труду. Однако в январе 1922 г. в Кременчуге были арестованы посланники - участники 3-й конференции. В движении наметился раскол. «Левые» были готовы сотрудничать с властью, признать коммунистическую идеологию, в частности готовить кадры исключительно для социалистических коммун (киббуцев). «Правые» полагали необходимым перейти на нелегальное положение и сохранить беспартийный, национальный характер движения. В августе 1923 г. «левые» получили разрешение продолжать деятельность в пределах РСФСР, но оставались запрещёнными в Украине и Белоруссии, где жила большая часть евреев. Евсекция считала существование организации недопустимым, требовала полного запрета. Такого же мнения придерживалось и ОГПУ, указывая на его связи с подобными организациями в подмандатной Палестине и странах диаспоры.

К концу 1925 г. в обеих фракциях насчитывалось 14 тыс. человек. Легальный «Гехолуц» в СССР ликвидирован постановлением НКВД 28 января 1928г., нелегальные сионистские ячейки продолжали существовать в Украине вплоть до 40 х годов. Идеи сионизма заложили основу возрождения в 1948 г. Государства Израиль.