Воспоминания странника.
"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне,
и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15:5)
Мир ощутимый – только лишь ступенька.
А сколько их, тебя ведущих ввысь!
Реалия первая.
Солнце нещадно палило. Июльская жара безжалостно издевалась над всем дышащим. Иерусалим словно вымер, только необходимость заставляла торговцев-арабов выползать на безлюдные улицы. Лишь в тени улочек Старого Города можно было как-то защититься и где нибудь обрести отдых в прохладе каменных сводов.
Иудеи торопливо пробегали мимо, спеша к Стене Плача на дневную молитву, с отрешенным видом норовя пересечь арабский квартал.
Группа монахов-францисканцев что-то живо обсуждала, часто произнося латинское слово Civitas. Прислушавшись, я невольно задумался, услыхав знакомое мне латинское слово. Civitas - община, град, Град Божий. Вспомнился некогда прочитанный труд Аврелия Августина «О Граде Божьем» и цитата: «Град Божий -славнейший, как в этом течении времени, когда странствует он между нечестивыми, так и в той вечной оседлости, которой в настоящее время он с терпением ждет».
Да, воистину Иерусалим - это вечность на земле, непрерывная длительность, неизменная в своей природе. А вечность - мера непрерывного бытия. От этих моих философских размышлений здесь, в Иерусалиме, стало как-то не по себе. Для того ли ты тут, чтоб предаваться пространным заключениям воспалённого ума?
Моя грешная душа ищет здесь Грузинскую Палестину, вернее следы грузинского присутствия на Святой Земле. И ещё что-то очень важное и неизреченное. Отсюда, из Иерусалима, начинается моё путешествие от себя - к себе же другому. Сюда, в Город Мира, в мыслях и воспоминаниях, я буду возвращаться вновь и вновь.
В древности в Иерусалиме и вообще в этих краях, было много грузинских церквей и монастырей, существовали целые поселения, ежегодно приходили паломники из Грузии поклониться христианским святыням, прикоснуться к древним камням.
Существующий и доныне Монастырь Креста, некогда центр грузинской культуры в Палестине, отныне уже не принадлежит грузинам. В семнадцатом веке Грузия была присоединена к Самодержавной России, как глубокая провинция и связь с далёкой родиной для грузин, насельников обители, стала невозможна. Чтобы монастырь не перешел в руки неверных магометан, монахи продали его грекам. С тех пор грузинских иноков в монастыре вообще нет, лишь древние фрески и надписи на древнегрузинском напоминают о былом величии обители. Тут доживал свой век выдающийся сын Грузии - поэт Шота Руставели: в старых книгах отражено, что он был здесь казначеем и иконописцем. Руставели запечатлел свой лик на изображенной им фреске, на одной из колон храма. По преданию, в обители он и похоронен. Бытует мнение, что в монастыре покоятся останки грузинской царицы Тамар, которая завещала похоронить ее в Святой Земле. Могилы царицы Тамар и Руставели до наших дней не обретены, всякие археологические и исследовательские работы на территории монастыря запрещены. Однако же хитрецы- арабы за незначительную плату покажут вам два холмика, за монастырскими стенами и будут утверждать, что именно здесь и покоятся грузинская царица и прославленный поэт.
Возмущает то, что греки сдают в аренду арабам монастырские площади под кафе, магазинчики; звучит арабская музыка; шум, гам в святой обители! Разве о том веками молились древние подвижники?! О, святые земли Иверской, молитвами вашими теплыми сохраните и уберегите от соблазнов Святую Обитель Джвари! Да вернется дух благочестия и молитвы, дух подвижничества и преданности! Пусть грузинская литургия вновь зазвучит под сводами древнего храма!
Основанный в IV веке, монастырь неоднократно разрушался и вновь перестраивался. Внешне похожий на крепость и расположенный в лощине, недалеко от Иерусалима (в районе, называемом «Рехавия»), он со своими мощными стенами превосходно вписался в пейзаж, сделавшись неотъемлемой частью его.
Название монастыря Джвари связано с историей о древе, из которого был сделан крест, на котором распяли Спасителя. Праведный Лот получил от Авраама три отростка деревьев: кедра, сосны и кипариса. Лот посадил их в этой долине. Деревца срослись в одно. В результате выросло большое дерево. При постройке Первого Иерусалимского Храма срубили и это дерево, но оно по каким-то причинам не пошло в дело и сохранилось до времени осуждения Христа. Из дерева этого и был сделан крест, на котором страдал Господь за грехи человеческие. До сего дня показывают позади главного алтаря место, где произрастало это дерево.
Как я уже поведал выше, в монастыре находится фреска, на которой себя изобразил праведный Шота Руставели. В памятных книгах обители сказано, что он, якобы, был экономным и доживал свой век в посте и воздержании. Монах и выдающийся поэт, Шота написал себя рядом с фреской Максима Исповедника, изображенного на стене во весь рост.
Известна история со скандалом, произошедшим здесь: греки замазали фреску Руставели черной краской, чтобы уничтожить всякое упоминание о принадлежности обители грузинам. Только тонкая дипломатия церковных и светских властей, личное вмешательство католикоса- патриарха и жесткая позиция ЮНЕСКО, позволили восстановить дорогую для каждого иверийца святыню и придать монастырю былое величие и красоту. Грузия пожертвовала обители множество дорогих икон и церковной утвари. Сегодня древние святыни обители выставлены на всеобщее обозрение. Церковь Иверская не теряет надежды вернуть монастырь. На всё воля Господня!
Множественные надписи на церковногрузинском языке на стенах и колоннах обители свидетельствуют о духе просвещённости и образованности древних насельников, обитавших здесь. Высокое мастерство выполнения этих надписей, наличие уже в V веке богатой оригинальной и переводной письменной литературы, позволяют утверждать, что грузинская письменность возникла ещё до нашей эры и к V веку уже имела свои традиции. Древнейшая надпись, которая датируется тридцатыми годами V века, найдена в развалинах грузинского храма в Палестине.
В монастыре «Джвари» мне довелось оставить памятную запись в массивной Гостевой Книге, и, кто знает, может быть, через века, мои соотечественники прочтут: «Недостойный Раб Божий Борис – мингрел посетил Святую Обитель сию. 2006 г. от Р.Х». Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!
Как свидетельствуют древние источники, грузины-паломники въезжали в Иерусалим верхом на резвых скакунах, величаво и мужественно держась в сёдлах. Развевающиеся знамёна и хоругви с алыми крестами, наводили смиренный трепет на жителей Старого Города. Песнопениями, славословиями и восклицаниями грузины прославляли Царя царей – воскресшего Христа. В страхе расступались пред ними местные ротозеи. Восхищенная арабская детвора без устали бежала вслед, балагуря и пытаясь дотронуться до прекрасных лошадей, а если посчастливится, то и выклянчить, или лучше стащить какую-нибудь безделушку у гордого всадника.
И сегодня можно обнаружить на древних камнях вырезанные грузинские кресты, имена и прозвища паломников. Время всё запечатлело на века.
В Иерусалиме, в Старом Городе, мое внимание привлек один очень старый дом, на одном из камней которого я обнаружил аккуратно вырезанное имя владельца и его титулы. Восхищению и удивлению моему не было предела! Надпись выполнена с помощью древнего грузинского шрифта «асомтаврули», или как ещё называют - «мргловани» и относится, вероятно (по моим соображениям), к XI – XII веку. Период этот, в царствование Благословенной Тамар, Давида- Строителя (Возобновителя) был золотым веком грузинской государственности. Величием и могуществом своим Иверская Церковь многим обязана усердию и неустанной заботе упомянутых государей. В Палестине возводилось множество грузинских храмов и обителей, богатые пожертвования и дары постоянно отправлялись караванами, монастыри ощущали постоянную поддержку и заботу, не прерывалась связь с Родиной. Возносились молитвы и песнопения на грузинском языке из многих обителей и храмов Святой Земли.
Как я выяснил впоследствии, местные жители и учёные знают об упомянутой надписи и изучают ее уже давно. Она действительно относится к XII веку (мои предположения подтвердились!) и принадлежит грузинскому эриставу (правителю области) - Вахушти из Ксани, который длительное время паломничал по святым местам и приобрел дом в Иерусалиме. Мне не известно, однако, почил ли эристав в Святой Земле, или вернулся на Родину? Дом этот теперь принадлежит одному состоятельному арабу-мусульманину.
Смирение и благочестие иверских монахов хорошо было известно местным «детям пустыни» - бедуинам. В безлюдных непроходимых местах, в суровых условиях пустыни, совершали молитвенный свой подвиг и грузинские отшельники. И бедуины никогда не трогали монахов, нередко защищали их от вторгавшихся кочевых племён и враждебных орд. В самом сердце Синайской пустыни монахи – отшельники начали селиться уже с IV века. Полагают, что именно в этом районе находится легендарная «Неопалимая Купина» - огненный терновый куст, в котором явился Моисею Господь Бог.
При императоре Константине (IV в.) здесь была построена часовня, а в VI в. по приказу императора Юстиниана построили обнесенный стеной монастырь, сохранившийся почти в первозданном виде. Территория монастыря представляет собой чудесный зелёный оазис в дикой безводной пустыне. В былые времена здесь проживало до 300 монахов, сейчас их около трёх десятков. Населяли обитель и грузинские иноки. Монастырь славится своей коллекцией древних текстов и редчайших манускриптов, в том числе и на грузинском языке, а также иконами и произведениями искусства. Библиотека монастыря – одна из старейших в мире. Здесь хранятся древнейшие переводы сирийской «Книги о народах и странах», «Книги посланий», выполненные на грузинском языке. Грузинское письмо по своему происхождению связано с системой финикийско-арамейского письма, которое в историческом прошлом стало примером в деле создания письмен многих культурных народов. После объявления христианства господствующей религией, в Грузии, в 337 году, появляется большое количество книг - в основном духовно-церковного содержания, переведенных с греческого, сирийского, арабского, еврейского, персидского. В V веке уже существуют грузинские переводы библейских текстов. Многие оригиналы древних манускриптов считаются утраченными и о них можно судить только по грузинским переводам, находящимся здесь, в монастыре Св. Екатерины на Синае.
Иногда монахи проводят посетителей в так называемую «комнату черепов», где находится множество черепов и костей (останков умерших монахов). В течение веков монахи не хотели расширять небольшое монастырское кладбище и, когда умирал очередной монах, его хоронили только тогда, когда выкапывали и переносили в «комнату черепов» останки его предшественника. Носит монастырь имя христианской мученицы Екатерины, обезглавленной в Александрии за отказ отречься от веры христианской. Предание гласит, что ангелы принесли тело усопшей на вершину горы (2642 м). На вершине стоит часовня. Рядом с обителью высится легендарная гора Синай (2285 м).
Сегодня постоянно подвизающихся иноков из Грузии в обители Св. Екатерины нет. Здесь живут лишь монахи греческого и арабского происхождения, но, нередко, в монастыре звучат молитвы на славянском и грузинском языках. Совершают их приезжие иереи и многочисленные паломники.
Вот и мне довелось здесь совершить молитву , пообщаться с монахами. Немногословные и нередко кажущиеся суровыми, они, словно, пришедшие из глубокой древности, всем видом своим свидетельствуют о не коснувшейся их мирской суете. Одному из монахов я подарил маленький серебряный крестик, привезенный мною из Петербурга, и попросил его смиренных молитв за православных моих соотечественников, домочадцев, за многострадальную нашу Грузию, и за мать - Украину. А вот в книгохранилище меня не допустили, лишь показав фотографии древних текстов и рукописей. Помню, с каким благоговением и трепетом просматривал я изображения те. И на том спасибо! Господи Иисусе Христе, Спасе наш, слава Тебе!
Восточнее Вифлеема, города, в котором родился Христос Спаситель, приблизительно в 14 км от Иерусалима, лепится к стенам ущелья один из самых примечательных памятников церковного зодчества – монастырь преподобного Саввы Освященного, основанный в VI веке. Монастырь выглядит, как грозная средневековая крепость с высокими зубчатыми стенами и башнями (примечательно, что в Грузии также сохранились подобные сооружения). В скале высечено множество пещер, в которых спасали души многочисленные отшельники (как пещерный монастырь «Вардзиа» в Грузии (более 250 пещер)). Основатель монастыря, преподобный Савва, первым обосновался в естественной пещере, изгнав из неё прежнего обитателя – льва. Савва прожил здесь около шестидесяти лет и совершил множество чудес. Считают, что среди братии было много грузинских монахов, а многие отшельники- грузины подвизались в пещерах. Археологами были найдены медальоны, кресты, ладанки с грузинскими письменами и типичным орнаментом, а также вырезанные на камнях отдельные буквы (очевидно инициалы подвизавшихся здесь отшельников из Грузии).
Некоторые пещеры, находящиеся сравнительно невысоко, мне удалось осмотреть. Тяжко было это восхождение, но захватывающе и незабываемо! Выше подняться, однако, не рискнул, хоть и соблазн в том был превеликий. Спасибо, Господи, что ведешь раба Своего путями неисповедимыми!
В Лавре Саввы Освященного, в древних летописях, было найдено пророчество с предсказанием о будущих временах. Обнаружил его русский монах Антоний-Савваит. Предсказание построено на видениях Св. Отцов и на греческих текстах:
«Последние времена ещё не настали и совершенно ошибочно считать, что мы у порога пришествия антихриста. Потому что ещё предстоит один последний расцвет православия. На сей раз во всём мире, во главе с Россией. Произойдёт он после страшной войны, в которой погибнет, не то половина, не то треть человечества, и которая будет остановлена голосом с неба. И будет проповедано Евангелие Царствия во всём мире, ибо всё предшествующее время проповедовалась не Христова Благая Весть, а «евангелие», насаждаемое еретиками и, разного рода, сектантами. Будет период всемирного благоденствия, но не надолго. В России в это время будет православный царь, которого Господь явит русскому народу и, после того, мир опять развратится и уже не способен будет исправиться. Тогда допустит Бог воцарение антихриста ».
Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Слава Тебе! Помилуй нас, грешных!
Приблизительно в трёх километрах от Иерусалима, свернув влево на старую дорогу к Иерихону, я набрёл на ортодоксальный монастырь Св. Георгия Хозевита, основанный в VI веке. Он расположился в пересохшем речном русле и принадлежит Греческой Архиепископии. От дороги к монастырю шёл пешком. По сторонам высятся отвесные скалы. В скалах то тут, то там видны маленькие дверцы с крестами над ними. Это кельи отшельников, некоторые из них обитаемы и по сей день. В церкви, построенной вблизи того места, где, по преданиям, вороны приносили пищу Илье- пророку, имеются фрески VI века.
Святой Георгий издревле является покровителем и заступником земли Иверской. Он один из наиболее почитаемых в Грузии святых. Можно предположить, что в монастыре обитали и грузинские монахи, тем более, что обитель эта в Грузии известна и описана во многих литературных памятниках и церковных летописях.
Монастырь был разрушен при нашествии персов, и следы их злодеяний можно увидеть в пещере, находящейся в ста метрах от монастыря: здесь множество костей и черепов – останки христиан, которых согнали в пещеру и вырезали окаянные персы. Обитель была восстановлена в конце XIX века.
Внутри монастыря монахи показали мне могилу Св. Георгия. Вопреки установившейся традиции, согласно которой могила Св. Георгия находится на территории израильского города Лод (библейская Лида), иноки утверждают, что именно здесь покоятся останки мученика Георгия - Победоносца. Не станем спорить, не будем ни утверждать, ни отрицать. Лучше вознесем смиренные молитвы наши к Святому заступнику Георгию и помолчим в этом благословенном месте. А Бог – Тайноведец места упокоения чад Своих знает наверняка! Души таковых на небесах в неисчислимом сонме славословят и поют Царя всех царей! Благословен Ты, Господи отныне и вовек!
Осмотрел я и пещеру, в которой оборудована часовня. В пещере этой, согласно преданиям, жил некогда пророк Илия. Здесь находится большая икона с изображением пророка – дар грузинского патриарха Илии-ІІ обители.
Природа здесь особенно живописна. Весной склоны покрываются цветочным ковром, а воздух великолепен. Место это по-арабски называется «Вади Кельт» («Долина Кельт»). Смысловое значение слова «Кельт» до сих пор не выяснено.
Жизнь, подвизавшегося в этих краях, преподобного отца Иоанна- Румына, является живым примером постоянного духовного восхождения к совершенству. Он жил скромно, в смирении, посте и молитве творя свой подвиг. Преподобный Иоанн покинул этот мир 5 августа 1960 года в пустыне, находящейся рядом с монастырём. Последние семь лет он жил в пещере, которая на несколько десятков метров возвышается над руслом пересохшего горного потока. Пещера более всего напоминает гнездо птицы. Утром, в среду, 4 августа 1960 года, уже зная о приближающейся смерти, преподобный Иоанн уведомил братию письменно, передав послание с бедуином. На следующий день, по рассказам игумена монастыря Св. Георгия Хозевита – архимандрита Амфилохия, братья отправились к пещере преподобного. Придя туда утром, начали совершать отпевание. Вдруг, в пещеру слетелось бесчисленное множество разных птиц. Они мешали читать и петь, гасили свечи, перелетая с места на место. Закрывали своими крыльями книги, словно желали обратить внимание монахов на нечто весьма важное. После отпевания тело блаженного положили в гроб, который он сам себе приготовил, и упрятали вглубь пещеры.
Спустя двадцать лет в монастырь прибыла группа греков-паломников из Америки. Испросив благословения игумена, пошли поклониться гробу отца Иоанна. Как только вытащили одну доску от гробовой крышки, вся пещера наполнилась неизреченным благоуханием. Все увидели абсолютно нетронутые мощи, как будто их положили сюда всего несколько часов назад.
Одна женщина из Австралии, во сне, видела монаха, повелевавшего ей собирать деньги на раку, в которой будут почивать нетленные мощи нового святого. Имени своего и места, где почивают мощи этого святого, монах тот женщине не открыл. Вскоре, близкая верующая подруга предложила ей совершить паломничество на Святую Землю. Когда, в монастыре Георгия Хозевита, женщина увидела новоявленные мощи преподобного Иоанна - Румына, вспомнила свой сон и поняла, для кого должна собирать деньги на раку. С того времени, и доныне, почивает преподобный своими мощами в новоустроенной раке, так что каждый теперь может видеть его полностью сохранившееся тело и прославить Господа, дивного во святых Своих !
Возвратившись к шоссе, я продолжил свой путь в Иерихон. Через несколько часов пути, справа от дороги, увидел камень с надписью на трёх языках, свидетельствующей о том, что дорога проходит ниже уровня моря. Вскоре она раздваивается. Шоссе, ответвляющееся вправо, вело к Мертвому морю, а дорога влево - в Иерихон.
Город очень древний, упоминающийся в Ветхом Завете. На западной границе Иерихона возвышается «Сорокадневная гора искушений». Высота её – 380м. Здесь, на горе, Господь Иисус Христос, искушаемый дьяволом, постился сорок дней и ночей после своего крещения в реке Иордан. На самой вершине горы – развалины церкви византийского периода.
Светлой полосой в середине горы выделяется греческий монастырь «Каранталь» (монастырь Искушения), внутренние помещения которого вырублены прямо в скале. Основан он в IV веке (в век, когда Грузия приняла христианство). В пещере, где, по преданию, укрывался Христос во время своего поста, находится небольшая скромная часовня. Здесь я встретил паломников - туристов из Грузии и познакомился с одной семьей из Кутаиси. Мне любезно подарили иконку с изображением царицы Кетеван. Мы некоторое время пообщались и помолились о мире на Святой Земле, о Грузии, друг о друге и всех наших православных братьях и сестрах.
Мне, однако же, предстояло дальнейшее путешествие к Святыням. С немалыми приключениями впереди.
Лавра Саввы Освященного
Монастырь Св.Екатерины на Синае