11:38, 19 липня 2014 р.
Староверы в Украине
В настоящее время в Украине, как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиск национальной идеи.
Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, верования, жизнь общества строится на определенных моральных принципах и нормах.
Открытие «железного занавеса» принесло и отрицательные стороны – получила широкое распространение наркомания, проституция, стала гораздо шире проблема алкоголизма.
Прекращена работа с молодежью. Утрачены институты семьи, школы (закрылись кружки, секции, отсутствует почитание родителей, семьи). Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к так называемой "американизации общества".
Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих наш язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к потере связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у народа нашего нет будущего. Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни. Такими заповедниками подлинной культуры были поселения староверов. Именно в старообрядчестве сохранились духовные начала: крепкая вера в Бога, трудолюбие, почитание старших, отрицательное отношение к аморальным вредным привычкам. В этом можно убедиться, побывав в районах компактного проживания староверов у нас на Украине. Это села Белая Криница, Никольское, Зыбкое.
Освоение староверами украинских земель после церковного раскола и гонений 17 века – важнейший процесс. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры региона: это становление казачества и движение старообрядчества, его интеграция в духовно-религиозном мире Украины. Казаки-старообрядцы, сделав первые шаги в освоении просторов Украины, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения.
Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть, чем отступить. Лучше проявить храбрость, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Украина должна была стать землей, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда. Из возведенных казаками-староверами в 17 веке первых поселений берут свое начало некоторые города и в нашем крае (напр. город-крепость Крылов, поселение Староверовка, Свинарная).
Казаки охраняли границы государства и своей строгой уставной культурой определяли энергетику и ответственность. Особое значение в развитии локального этногенезиса, как уже подчеркивалось, играло древлеправославие. Хранители старых церковных чинов – староверы считали, что церковная реформа Никона разрушит не только священную природу православия, но и самобытность культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны Церкви и государства.
И, чтобы спастись, уходили в Украину, за Дунай, на Урал, и в Сибирь. Бегущие от мира ревнители старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время в образцовые поселения. Благодаря староверам, Украина приобретала некоторые традиционные аскетические формы жизни и уклад. Потомки старообрядцев в последующем времени внесли большой вклад в развитие украинской культуры как целостности (купечество, наука, промышленность). Значительная часть капитала 19 века находилась в руках старообрядцев -до 70%. Они создали текстильную промышленность, мукомольное производство, организовывали добычу соли.
Из староверов происходили крупные династии промышленников и торговцев. Христиане-староверы продавали хлеб за границу в таких крупных масштабах, что от их поставок зависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других европейских государств. Старообрядцы построили в Украине большие торговые села, поселения и посады, где жили общиной. Благодаря старообрядцам в Украине устояла разрушенная соборным уложением русская община.
Здесь с новой силой проявилась сплоченность общин разных согласий и сословий. Эта сплоченность, восходящая к древним традициям, в сравнительно короткое время позволила сформировать мощные земледельческо-зерновые районы. Переселенцы сравнительно быстро нашли мирные формы диалога с коренными народами Украины. Свобода и воля с начала XVIII в. зарождают здесь промышленность и товарно-денежные отношения. С появлением староверов в Украине зернопроизводство и животноводство становятся основными направлениями сельскохозяйственного развития. Освоение новых земель приобретает устойчивый характер с присущими духовно-ценностными и технологическими качествами.
Таким образом, сложились две линии: первая – официальная государственная, осуществлявшаяся первоначально силами казачества; вторая, которую можно обозначить как явно диссидентскую, то есть возникшую в результате борьбы с государственной и церковной властью реформаторов, – староверы. Обе силы заложили основы подлинно православной культуры и определили ее специфические черты. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть в регионе. Староверы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность. Украина всегда была землей мужественных и свободных людей. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам. В зависимости от отношения к священству, чинам (причащение, миропомазание, крещение, брак) среди староверов сложились разные толки и согласия: поповцы и беспоповцы.
Среди беспоповцев образовалось несколько толков, наиболее крупные согласия – поморское, часовенное. Часовенные староверы были изначально поповцами, но из-за гонений остались на длительное время без священства. Вынужденно совершая богослужебные чины без попов, сделались они беспоповцами. В Украине проживал большой процент старообрядцев.
В журнале «Церковь» за 1907 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Украины имеет старообрядческие корни. В жизни Украины староверы играли немаловажную роль. Даже живя скрытно и закрыто, они своей хозяйственной деятельностью приносили пользу государству. Будучи хорошими хозяевами, староверы строили селения, обосновывались на берегах рек, заводили пашни. На территории Полтавского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания в Кировоградской области. В местах компактного проживания древлеправославные сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились подлинно православные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, чинов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои.
Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение к старшим. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям друг ко другу, к природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда. Любое равнинное место, пригодное для пашни, осваивалось. Селения были как большие, так и в два – три дома. Все постройки крестьян можно разделить на две группы: жилые и хозяйственные строения.
Каждый дом был обязательно огорожен, имел свой двор с различными хозяйственными постройками. На дворах находились помещения для скота, здесь же хранили хозяйственный инвентарь и запасы корма для скота. Дворы были как крытые одно – двухэтажные, так и открытые и крытые частично. В больших селениях дворы – закрытые, с глухими воротами (как напр. в с.Сосновка,Гадячского района). В небольших селениях дворы открытые. Одноэтажный крытый двор имел вид целой постройки с помещением для скота. Он был больше вытянут в длину (вдоль боковой стены жилой постройки). Поэтому он делился на задний и передний двор. В таких дворах были утепленные постройки для молодняка, разный хозяйственный инвентарь. Крытый двор мог быть использован также в качестве гаража. Навесы для сена назывались балаганами.
Жили возле рек, у ручьев. Ставились водокачки – приспособления для подъема воды. В селениях были в основном рубленые избы. Сруб представлял собой деревянную клеть из взаимно пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от вышины и способа соединения бревен на углах существовали различные виды соединений. Например, «в угол», «в крюк», «в охряпку», «в лапу», «в охлуп», «в иглу», «в уклон». В качестве крыши домов использовались различные виды кровли. В поселках староверов преобладала стропильная кровля.
Дома строились основательно, на века. Обстановка у разных крестьян была разная, в зависимости от материального достатка. В целом вещи крестьян можно разделить на две большие группы: 1. Предметы внутренней обстановки. 2. Крестьянская утварь. К первому относится: столы, скамьи, стулья, шкафы; кровати и спальные принадлежности; предметы для освещения; средства хранения вещей. Ко второму относятся: утварь и посуда для воды; предметы, связанные с топкой печи; посуда и утварь для выпечки и хранения хлебов; посуда для молочного хозяйства, посуда и утварь для приготовления пищи в печи; столовая посуда; утварь для переработки и хранения зерна; утварь для сбора грибов и ягод; утварь для стирки белья.
В доме у староверов всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме – красный угол. В красном углу находилась божница, куда ставились иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. В домах много старинных дораскольных икон. Под божницей на столе - уникальные, старинные книги, лестовки. Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип молитвенной вервицы. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.
Лестовки и поныне являются главным атрибутом при чтении молитв. По поводу предметов внутренней обстановки, следует сказать, что помещения не заставлены, шкафы были не у всех староверов. Главным образом из-за маленьких габаритов избушки, в которой была всего лишь одна комната. Такие дома были преимущественно у старых, пожилых людей. Печь была в каждом доме. Устанавливалась она обычно в одном из углов избы, с некоторым отступом от стен во избежание пожара. Глина замешивалась с песком и сбивалась на месте слоями, при помощи специальных деревянных колотушек. Потом, с помощью формы устанавливался округлый полусвод печи, на который снова укладывали глину до определенной высоты.
Также существовали формы для труб. Когда печь была готова, формы сжигались, глина высыхала и сохраняла ту же форму. Для печи имелись различные приспособления. Ставили и вынимали посуду ухватом, имелись специальные совочек и щеточка для отчистки печи от золы, кочерга. По бокам печи, над полусводом, имелись два отверстия, называемые глазницами.
Использовали их и для сушки варежек и для хранения серянок. Печи подобного строения с глазницами напоминали сцены из народных сказок. Небольшие шкафчики-полочки висели над столами, они предназначались для хранения посуды. В настоящее время у большинства староверов есть связь с внешним миром, у каждого в доме имеются современные предметы наряду со старинными. Для освещения используются керосиновые лампы, свечи, хотя уже в больших поселениях и домах имеются линии электропередачи. Посуда у старообрядцев в основном была деревянная. В поселениях были бондари, которые занимались изготовлением кадок, бочек, ведер и другой посуды. Кроме клепочной посуды изготавливалась долбленая.
Для этого использовались выдержанная, абсолютно сухая древесина березы или осины. В долбленой посуде хранили мед, соленья и другие продукты. У большинства староверов столовая посуда была фабричного производства – фарфоровые чашки, металлические вилки, только у пожилых людей сохранялись самодельные деревянные и глиняные чашки и деревянные ложки. Староверы к посуде относились очень щепетильно, не позволяли есть из нее «мирским» людям, она всегда аккуратно покрывалась. Быт староверов тесно связан с их образом жизни. Основное направление в хозяйстве – земледельческо-промысловое.
Добывающими промыслами были охота и рыболовство. Было развито мелкое кустарное производство, которое представлено прядением и ткачеством, кожевенным и гончарным производством. Некоторые виды ремесел сохранились до наших дней, в том или ином виде. В укладе жизни староверов используются и в наши дни такие ремесла, как плетение корзин, изготовление берестяной, деревянной и глиняной посуды. Некоторые из ремесел в настоящее время почти не используются, такие как кожевенное и гончарное производство. Староверы стали покупать одежду и обувь фабричного производства.
Наряду с использованием вещей фабричного производства продолжают изготовлять и пользоваться домоткаными полотнами и коврами. В домах у хозяек имелись и разные прялки. Население занималось сельским хозяйством и животноводством. Селились обычно у мест впадения ручьев в реку и на ровной местности, пригодной для ведения хозяйства. Зачастую, живя на холмистой местности, староверы не имеют возможности заниматься земледелием, но они содержат скот. Таким образом, происходил натуральный обмен шкурами, зерном, мясом, хлебом. При каждом доме имелся свой огород, хоть и маленький. Обрабатывали огороды различными приспособлениями, инструментами. Во дворах были такие орудия труда как: вилы, грабли, лопаты, мотыги, серп, коса – литовка, крюк, борона, железная и рамочная, с железными и деревянными зубьями, продольная пила. Наиболее зажиточные хозяева имели сельхозтехнику.
Традиции изготовления орудий труда сохранялись из поколения в поколение, придавая очень большое значение земледельческому труду. К изготовлению орудий труда подходили очень тщательно. Основную часть своего времени они отдавали хозяйству, чтобы прокормить себя, и так же свято чтили свою веру и относились к труду, как к высшему предназначению человека. В повседневной жизни староверы руководствовались уставом. Даже в наши дни можно наблюдать, как строго соблюдаются правила. Особенно это касается старшего поколения. По прежнему много времени уделяют молитвам. Люди живут натуральным хозяйством, следуя библейской заповеди «В поте лица добывай хлеб свой». Везде у староверов господствовал культ чистоты.
Поддерживалась чистота жилища, усадьбы, одежды, тела. В среде староверов не было обмана и воровства, в селах не знали замков. Давший слово, как правило, его не нарушал, исполнял обещание. Старших, старейшин староверы почитали. Молодежь до 20 лет не пила, не курила. Крепость нравов ставилась в пример. Это к концу 19 века запреты стали нарушаться. За самочинство, непослушание наказывали, не пускали в церковь. Только покаяние позволяло ослушнику восстановить свою репутацию в обществе. Повседневные религиозные отправления состояли в следующем. Каждый день христианина-старовера начинался и кончался молитвой. Рано утром, поднявшись и умывшись, творили «начал».
Помолившись, принимались за трапезу и за труды праведные – основу крестьянского благосостояния. Перед началом любого занятия обязательно творили Исусову молитву, осеняя себя двуперстием. Народно-бытовая культура старообрядцев – очень сложный феномен. Казалось бы, все дела и помыслы староверов направлены к одной цели – сохранить те общественные отношения, которые существовали до утверждения крепостного права, сохранить старину – национальную одежду, обычаи и чины, традиции и старую веру.
Но не только в прошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большой вклад в развитие торговли и промышленности. Сохранение традиционных способов ведения хозяйства, ремесел говорит об устойчивых формах образа жизни и быта, сохранении исконно национальных корней. Мало измененными остаются не только религиозные чины, но и свадебные, и похоронные традиции. Одежда старообрядцев имела свои особенности. Костюм женщины сохраняется издавна.
На голове кичка, сшитая из стеганой материи; имеет вид шляпы без полей, более высокой спереди и несколько понижающейся к затылку. Но носят кички и без бисера. Сарафан цветной, яркого цвета, с большими резкими цветными узорами. Внизу сарафана нашита цветная полоска, резко отличающаяся по цвету от сарафана. Сарафан опоясывается самотканым поясом. Фартук цветной покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины грудей. Шнуром он держится на шее, а на талии он скрепляется также шнуром или тесьмой. Бусы украшают грудь. Шнурок с осьмиконечным трисоставным крестом надет также поверх рубахи. Крест всегда запрятан под фартук. На ногах сапоги с широкими подборами.
Смотря по погоде, надевают курмушку или халатик, который набрасывается на плечи или надет «нараспашку». В теплую погоду вместо халатика покрываются длинным платком. На пальцах носят кольца. Рубаха мужчины обычная. Обычно рубаха и штаны шьются из покупной материи. Но носят рубахи и из самотканого холста, окрашенного в синюю краску. Из такого же холста шьют и штаны. Покрой у штанов широкий, с напуском. Молодежь уже шьет узкие штаны. На ногах обычно ичиги, иногда сапоги. На голове носят небольшую валяную шляпу.
На рубаху, смотря по погоде, надевают поддевку или курму. Молодежь современная нынче не строго держится старого покроя платья: носит пиджаки, кепки. Когда идут в церковь или в моленную, надевают обязательно подрясник. В подряснике стоят в церкви и старики, и парни, и ребятишки. Народно-бытовая культура староверов – очень сложный феномен. Старообрядчество расшевелило народные массы и в нравственном отношении. Оно заставляет людей задуматься над своим поведением, над жизнью. Праведно ли живем, когда утрачиваем культурные ценности, своеобразие, когда перенимаем бездумно зарубежные образцы?
Старообрядцы жили богатой духовной жизнью, у них было много грамотных людей, их хозяйство находилось в лучшем состоянии. А семейные общины староверов, достигавшие 40-50 человек, были очень сплоченными и крепкими. Христианин-старовер– это, прежде всего личностный культурно-психологический образ творца и носителя православной культуры. Образ такого себе пышнобородого мужичка-крепыша нес в себе два основных человеческих качества: надежность и трудолюбие, основной установкой которого был поиск социального и природного согласия при устройстве жизни. Народ, чтобы остался на планете как культурная общность, должен заботиться о самосохранении, передавая подрастающему поколению духовные и культурные ценности.
Этим занимались в былые времена старшие и те, кому поручалось воспитание и обучение детей. В старину на Руси существовало слово «отечествiе», обозначавшее род, поколение, отчизну, дом, где человек родился и рос. Привязанность к этому месту, к отеческой земле, хранение того, что тебе всего роднее, ближе и дороже, – свидетельство культурной зрелости личности. Это патриотизм. Он дает человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Однозначно можно сделать вывод о значительном вкладе староверов в развитие хозяйства и культуры Украины. О
собая старообрядческая среда несет в себе духовность, исконно православные, национальные традиции. Изучая прошлое, мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории. И усвоить всё лучшее, что несет старообрядческая среда: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд – это привычка, а не обязанность. Не стоит безоглядно отвергать и забывать старину. Мы ведь не хотим, чтобы у нас не было будущего, мы не хотим, чтобы нас считали потерянным поколением. Мы надеемся увидеть свою Украину сильной и развитой страной с богатой духовной культурой!
Да поможет нам Бог!
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
ТОП новини
Оголошення
17:31, 20 грудня
20:08, 17 грудня
3
12:47, 16 грудня
12:47, 16 грудня
1
live comments feed...